Обычай украшать рождественскую (новогоднюю) елочку пришел в Россию из Европы. В 19 веке эту традицию воспроизводили немцы, и постепенно, к 40-м годам, она получила распространение в русской культуре. Впрочем, в то время рождественское дерево могли себе позволить лишь царская семья, да представители аристократии Петербурга и Москвы, - ель являлась атрибутом роскоши. Со временем правило устанавливать и украшать елку вошло во все дома, горожанам нравилась новая обрядовая традиция, которая объединяла вокруг себя всех членов семьи. Случались в России и непростые для елочки времена, так в 1920-е годы она находилась под запретом, одновременно считаясь «поповским обычаем» и частью буржуазного быта. В наше время лесная красавица - вечнозеленый и обязательный символ праздника, длящегося в России от Нового года до Рождества.
В самом начале становления европейской традиции украшения на рождественском дереве выглядели иначе: они были преимущественно съедобными и отражали благополучие дома. Сладости, мандарины, медовые пряники, орешки, конфеты – все это в изобилии размещалось на ветках, а после торжественного праздника раздавалось прислуге. Свечи закреплялись восковые, в специальных подставках – «тюльпанчиках». На макушке елки красовалась «Вифлеемская звезда».
«...Наконец раздался высокий серебряный звон колокола, и дверь распахнулась, впуская детей в Рождество. Они остановились на пороге, застыв от удивления. Комната купалась в золотом свете сотен свечей. У стены, горделиво поднимаясь до потолка, стояла рождественская елка. Тонкие свечи мерцали на ней, будто зеленые ветви заманили все звезды зимы, чтобы осветить плоды лета, висевшие среди хвои: серебряные и золотые яблоки, бутоны засахаренного миндаля, марципановые цветы, позолоченные орехи и ягоды...» Гофман «Щелкунчик»
Во второй половине 19 века появилась мода в качестве украшений использовать банты из дорогой ткани, картонные и различные самодельные игрушки, фарфоровые изделия, и лишь к концу столетия – стеклянные шары. Они привозились из Германии и стоили дорого. На рубеже столетий было налажено собственное производство в Петербурге, начал свою деятельность единственный крупный завод, кроме того, в больших городах работали местные производственные артели. Одновременно с этим, пришла мода на натуралистичность в украшении елки: предлагалось снять все роскошное, кричащее, яркое и использовать игрушки народного промысла и скромное убранство, чтобы ель выглядела более естественно. Игрушки стали доступными, и многие люди смогли себе их позволить.
Октябрьская революция и то, что происходило после нее, прямым образом изменяли традицию: оказала влияние и сложная экономическая ситуация в стране, и гонения на церковь, борьба с прежними праздниками, обрядностью, в целом изменение классового сознания и формирование новых установок. Однако полностью традицию искоренить было нельзя, и со временем, ближе к 40-м годам, символ Рождества превратился в элемент советской культуры. Восьмиконечную «Вифлеемскую звезду» заменила пятиконечная красная звезда, отличительный знак режима, широкое распространение получили самодельные игрушки на советскую тематику. В послевоенное время постепенно наращивали производство артели стеклянных игрушек, но основным было все-таки кустарное производство, требовавшее значительной вовлеченности в процесс ручного труда. Игрушек явно не хватало. Между тем, тематики были самыми разнообразными: «По ёлочным игрушкам можно проследить историю строительства новосветлого коммунистического общества разных годов. Наряду с банальными зайчиками и белочками, сосульками и колобками, выпускались игрушки в виде пятиконечной звезды, серпа и молота, трактора, самолёта; позже им на смену пришли игрушки в виде космонавтов, и космических кораблей, ракет…» журнал «Вокруг Света». Экспонаты того времени представляют наибольшую ценность для коллекционеров советских игрушек.
Машинное производство, возникшее в конце 60-х годов, сделало украшения из стекла крайне однообразными, безликими. Все помнят одинаковые игрушки: шары, шишечки, сосульки. Качество не всегда блистало: часто краска облуплялась, само стекло было толстое. Появилась нововведение обильно посыпать елочку «дождиком» и мишурой.
Конец 20 века и начало 21 отличились засильем продукции «китайского ширпотреба», псевдогламура низкого качества. Но постепенно ожили и начали свою работу серьезные отечественные заводы по производству качественных и невероятно тонких с точки зрения художественного вкуса изделий. Появилась забытая традиция украшать елочку творческими поделками из ткани, дерева, картона и других экологичных материалов. Все это возвращает нам волшебство, уютную атмосферу теплого и самобытного праздника. И все чаще мы ищем на полках магазинов штучные и качественные изделия, готовые служить не один год нам и детям.
За хрупкой елочной игрушкой мы отправились в единственную в Сочи «Студию художественного стекла» на улице Форелевая. Студия известна больше как «Шоу стеклодувов», присутствуя на котором, можно от начала до конца проследить необыкновенный процесс превращения однообразной массы материала в чудесную игрушку. Секреты мастерства раскрыл заместитель директора студии Ананьин Михаил.
Михаил, в магазине студии представлены нетрадиционные елочные игрушки: все они выполнены из разноцветного стекла. Расскажите пожалуйста, чем отличается технология производства вашей игрушки от фабричных технологий стеклянных игрушек (шаров, формовых фигурок, например)?
Елочную игрушку, круглую, которую все себе представляют в классическом варианте, делают из кварцевого стекла другие стеклодувы. Наши мастера-стеклодувы елочные фигурки делают в плоском виде, путем плавления «дротов», это такие стеклянные цветные палочки (демонстрирует). Техника похожа на вязание. Происходит натягивание стекла, накручивание друг на друга. При этом используются различные инструменты: щипцы, пинцеты, прессы. Придается форма, подкатываются, подкручиваются, пинцетом вытягиваются детали, оплавляются. В итоге и получаются различные интересные фигурки.
Правильно я понимаю, что новогодние игрушки в вашей студии не изготавливаются в печи?
Да, принципиальная разница в подходе: на горелке мастер работает с палочками «дротами», а в печи стекло набирают на специальную металлическую трубку. Изделия в печи получаются более крупными и тяжелыми, на елку не повесишь.
А каков средний вес елочной игрушки?
Мы даже не взвешивали! Думаю, грамм пятьдесят, мы прежде не взвешивали, не было необходимости (смеется).
Складывается впечатление, что весь процесс создания игрушки происходит интуитивно, «на глаз»?
Да, опытный мастер работает «на глаз». К примеру, он сразу может отличить формовое изделие от художественного изделия, сделанного вручную. И визуально определяет, что такое тяжёлое, что такое легкое, можно это использовать в качестве елочной игрушки или нет.
Вы еще упомянули технику «фьюзинг», можете о ней поподробнее рассказать?
У нас есть большая фьюзинговая печь. Там мы плавим стекло, в ней получаются, например, магниты из кусков стекла, которые Вы видели, плоские пивные и винные бутылки, маленькие фигурки, тарелки. Магниты плавятся при температуре 800 градусов и при этом выдерживаются 30 мин, затем медленно остывают. Стекло принимает хаотичные формы и неповторимые расцветки.
Традиционная елочная игрушка изготавливается из тонкого прозрачного стекла с дальнейшим нанесением покрытия и росписи. Планируется ли в «Студии» деятельность по художественной росписи стеклянных игрушек?
Сейчас есть такая мысль. Если бы позволяло помещение, то мы бы стали выдувать шарики и проводить мастер-классы по новогодней росписи. Пока такой возможности нет, но мы ее ищем.
Расскажите, пожалуйста, как Вы работаете с художественным репертуаром, где черпаете вдохновение?
Нам повезло, такой творческий коллектив, и все сотрудники, от продавца до директора участвуют в процессе. Мы находим вдохновение вокруг себя. Нашим мастерам даже снятся сны про будущие изделия. У нас есть мастер Константин Медведев, вот ему снятся изделия! Приходит с утра, говорит: «Мне приснился корабль, хочу сделать!». А еще наши клиенты приносят эскизы, а мы делаем индивидуальные заказы. Так что они помогают нам.
Каждая фигурка – это кропотливая работа. Сколько таких фигурок мастеру удается создать за смену? Ну вот, допустим, таких елочек?
От одной до 20-30 штук в день. Зависит от сложности, бывают составные, несоставные фигурки. Есть сложные вещи, с которыми приходится повозиться. К примеру, взять колесницу с лошадьми, что Вы видели в зале. Это невероятно кропотливая и сложная работа, сочетающая в себе различные техники.
Есть запрос на такие сложные изделия?
Конечно, да. Есть какие-то тематические, интерьерные вещи. Иногда обращаются за эксклюзивным подарком: когда у человека все есть, удивить его. Ручной труд – он всегда востребованный.
Стекло – капризный материал, в чем заключается секрет идеальной стеклянной игрушки?
Хороший мастер, плюс качественное стекло. Ну и, конечно, любовь к своему делу. На всех этикетках к изделиям написано «Сделано с любовью», и это абсолютная правда.
А где обучают этой необычной и редкой профессии?
Мы обучаем прямо здесь, мы находим таланты. У нас как «Утренняя звезда», только связанная со стеклом. Вот, к примеру, уже полгода работает парень, Даниил, мы его называем «Данила-мастер». Он пришел к нам после художественного института, занимался скульптурой, потом занимался фьюзингом, ну и, в конце концов, он нашел нас, а мы его.
Какое-то базовое художественное образование, специальность должны быть?
Безусловно. Мы можем научить человека набирать, накручивать стекло на трубку. Но учить понятиям пропорций, сочетаниям цветов – на это нет времени. Базовая основа уже должна быть. К нам приходят из таких профессий как скульптор, резчик по дереву и аналогичных им. Как я уже рассказывал, изначально все начинается со стеклянного шарика. И мастер должен видеть, каким он станет. А без фантазии, опыта, это невозможно.
Процесс создания новогодней игрушки завораживает… Можно ли у вас в студии попробовать создать свою игрушку неопытному человеку?
Да, мы проводим мастер-классы на грелке, 20 минут, и каждый может себя почувствовать в «шкуре» стеклодува, сделать маленькую фигурку, которая достанется потом ему в подарок. Добро пожаловать, ждем всех желающих.
Случаются ли какие-то оригинальные предновогодние заказы?
Оригинальные заказы случаются каждый год! Вот недавно мы отправили в Новосибирск крабов больших, сантиметров 20 в радиусе. Это шикарный подарок из красивого красного стекла. Владелец потом сделал подставки из красного дерева. Мы гордимся этим заказом.
Какие мотивы в новогодних игрушках самые распространенные?
В основном, это символ года, елки, сосульки, мешки, деды морозы, снегурочки. На прошлый новый год мы делали обезьян, на этот год петухов. Много изделий в красном цвете, в желтом цвете, то есть в ярком.
Михаил, что бы Вы пожелали жителям Сочи в наступающему году?
Теплой зимы! А любителям снежной зимы – снега в Красной Поляне.
Хотите ли Вы что-то добавить от себя?
Приезжайте к нам в гости, всегда будем рады! В новогодние праздники приходите к нам на экскурсию и шоу, мы работаем со 2 января.